Бюллетень

Новости

Информационно-правовой бюллетень

Выпуск:
№12
Дата:
Август 2021 года

Обзор новостей

1. Минпромторг предложил пересмотреть перечни квотируемых товаров по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ

Из списков товаров по Законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ хотят исключить, в частности:

• 26.11.22.130 — диоды лазерные;
• 26.20.17 — мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных;
• 26.80 — носители данных магнитные и оптические.ы

В перечнях появится новая продукция, например:
• 26.20.40.110 — устройства и блоки питания вычислительных машин;
• 26.40.20.122 — цветные телевизоры с ЖК-экраном, плазменной панелью;
• 27.40.33 — прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света.

Для некоторых позиций конкретизируют код по ОКПД2 и размер квот. Например, сейчас в обоих списках есть телефоны для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей с кодом 26.30.22 по ОКПД2. Размер квот для этих товаров — 1% с 2021 по 2023 годы.

Ведомство предложило распространить квоту в размере 65% на 2022 год и 75% на 2023 год на прочие телефонные аппараты, устройства и аппаратуру для передачи и приема данных с кодом 26.30.23.000 по ОКПД2.

Для части товаров планируют изменить лишь размер квот. В частности, для кабелей волоконно-оптических с кодом 27.31.11 по ОКПД2 он в 2022 году составит 75% вместо 70%, а в 2023 году — 90% вместо 80%.

Новшества могут заработать уже 1 января 2022 года.

Источник: Консультант Плюс

Номер проекта 02/07/08-21/00119265
Документ: Посмотреть

Обзор новостей

2. Электронное обжалование в ЕИС в сфере закупок

5 июля 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) был запущен новый функционал по подаче жалобы в электронном виде в ФАС России и ее территориальные органы. Функционал применяется только по электронным процедурам, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, и значительно упрощает процесс подачи и рассмотрения жалоб.

Запуск данного функционала стал очередным шагом к цифровизации и отказу от бумажного документооборота в закупках. За это время участники закупок посредством ЕИС в сфере закупок подали свыше 1000 жалоб.

Главными преимуществами подачи жалобы в электронном виде являются:

• уменьшение трудозатрат участников закупок за счет автоматического заполнения данных о жалобе;
• минимизация ошибок за счет автопроверки заполнения жалобы;
• автоматическое оповещение участников процесса о всех этапах рассмотрения жалоб;
• снижение вероятности возврата жалобы;
• возможность отзыва жалобы через личный кабинет ЕИС в сфере закупок.

Обращаем внимание, что с 1 января 2022 года подача жалоб по электронным процедурам будет доступна исключительно с использованием ЕИС в сфере закупок.

С материалами по работе с функционалом можно ознакомиться в ЕИС в сфере закупок в разделе «Документы» – «Материалы для работы в ЕИС» – «Электронное обжалование».

Источник: ЕИС

Обзор новостей

3. Во ФГИС ЦС создан раздел по Порядку изменения цены контракта в связи с изменением стоимости строительных ресурсов

На официальном сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) создан раздел, в котором размещается информация о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов.

На ресурсе размещено Постановление Правительства РФ № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и приказ Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр. Портал также дает возможность ознакомиться с презентационными материалами для дополнительного информирования заинтересованных лиц и упрощения работы с нормативными правовыми документами, прочитать разъяснения по порядку проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства. Отдельно приводятся примеры (образцы) расчетов, выполненные в соответствии с требованиями Постановления № 1315 и Приказа № 500/пр.

Ответы на часто задаваемые вопросы размещены в отдельном разделе, доступном по ссылке. Опубликовано около 40 ответов на вопросы, поступившие от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, реализована возможность в случае необходимости обратиться за разъяснениями (задать вопрос) при отсутствии аналогичной проблематики в «Базе знаний». Информационные материалы, размещаемые на портале, будут актуализироваться и дополняться на регулярной основе.

Источник: Посмотреть

Обзор новостей

4. «Эквалайзер» национальных квот настроили на независимый лад

Создан инструмент автоматического сбора отчетности по импортозамещению.

Закон о квотировании предполагает, что определенная доля высокотехнологичной продукции должна закупаться у российских предприятий из специального реестра, который ведет Министерство промышленности и торговли РФ. При этом, исполнение национальных квот пока что является делом добровольным для заказчиков. Никаких обязательств приобретать или ответственности за уклонение от приобретения квотированной продукции, никаких ограничений по ее минимальным объемам в портфеле заказчика законодательством не предусмотрено.

Отсутствие внятных требований может свести к нулю усилия государства по развитию национальной промышленности. В скором времени Правительство намерено обозначить такие границы ответственности. Когда – зависит от объективной картины обязательного спроса, которая прояснится в конце 2021 года, после того, как Федеральное казначейство аккумулирует статистику по закупкам квотированной продукции из Единой информационной системы (ЕИС).

Вот почему исключительно важным было создание механизма независимого учета и мониторинга таких сделок. Теперь информацию по контрактам, где присутствует квотированная продукция российского происхождения, Казначейство фиксирует автоматически.

На наш взгляд, автоматизированный сбор данных по исполнению квот является максимально удачным решением в режиме soft power со стороны государства. Напомним, что ранее такую информацию предполагалось запрашивать в виде отчетов. На протяжение нескольких месяцев, начиная с мартовского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», крупнейших заказчиков страны предупреждали о том, что им придется отчитываться о реализации национальных квот. Однако объективность и правдоподобность сведений, полученных таким путем, подлежит сомнению. Ведь многие госкомпании и госкорпорации связаны с иностранными поставщиками прочными технологическими узами; и за место в их «потребительской корзине» для российских товаров государству еще придется по-настоящему воевать, включая механизмы принуждения. Автоматизированный сбор сведений Казначейством – это технический шах и мат для клиентов иностранного конвейера. От цифровой контрактной истории не отвертишься, а подделать ее невозможно.

О том, как технически осуществляется данный процесс и как будут использованы его результаты специально для сетевого издания «Цифровые Закупки», рассказала на форуме «Армия-2021» заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе:

– Не только механизм автоматизированного сбора данных обязывает заказчиков участвовать в импортозамещении. Это и другие нормы права, согласно которым следует указывать страну происхождения товара, как требование к заявкам, к сведениям, вносимым в реестр контрактов, как часть электронного актирования. Если в составе заявок фигурируют квотированные товары, то также включаются ограничения и преференции, а в некоторых случаях, запреты. Они не позволят принять к рассмотрению или допустить к процедуре контрактации импортную продукцию. Поставщик физически не может внести сведения в Реестр контрактов, не выделив товарную часть и не указав страну происхождения товара. Система ему просто не даст внести сведения в реестр. А значит поставить такой контракт на учет в рамках бюджетного обязательства и провести дальнейшую оплату невозможно. Подчеркну, что наша задача создать технические средства контроля за исполнением норм права. Федеральное казначейство обеспечивает «цифровую огранку» принятых законов и подзаконных актов в области импортозамещения. Упомянутые контрольные фильтры не позволяют ни заказчику, ни поставщику пройти дальше в процедуре. Как оператор ЕИС, мы выстраиваем данные ограничения на основе действующего законодательства.

Реестровая политика – бюрократия и экономика

Интеграция Реестра российской промышленной продукции с ГИСП, наполнение данного Реестра новой номенклатурой, детализация позиций Реестра для продуктов дискретного производства, где используется большое количество комплектующих – все это на сегодняшний день составляет одну из самых сложных процедурных задач импортозамещения. Судя по реакции представителей промышленности, эта задача еще далека от разрешения.

Реестр Минпромторга, используемый для идентификации квотированной продукции, пока содержит массу «белых мест». Поставщики жалуются на то, что его наполнение новыми позициями осуществляется слишком медленно. На форуме «Армия-2021» вице-премьер Юрий Борисов отметил, что некоторые российские производители даже не подозревают о его существовании и не имеют представления, какие возможности этот инструмент раскрывает в государственном заказе. Негативные бюрократические факторы, связанные с трудозатратами согласования и подтверждения, для многих предприятий перевешивают саму мотивацию попадания в Реестр. Не только для поставщика, но и для заказчика эта разбалансированность создает сложности.

– Заказчик, размещая закупку, на определенный товар (если его кодировка присутствует в ГИСП) может посмотреть, какие товары российских производителей соответствуют требуемой позиции, – рассказала Анна Катамадзе. – Это помогает сориентироваться по техническим характеристикам, требования к которым закладываются в документацию о закупках, в извещение. Это особенно важно, если осуществляется закупка в рамках квотирования. Такой алгоритм действий позволяет объективно оценить возможности рынка и увидеть потенциальных участников. Непосредственно с Реестром квотированной продукции Минпромторга, заказчик имеет дело на этапе работы Конкурсной комиссии. Последняя при приеме заявок должна отклонить участника закупок, если, например, в рамках квоты он указал, что его товар российский, но этому нет подтверждения в Реестре.

Система формирует среду

По словам Анны Катамадзе, система импортозамещения заработает в полную силу, если в перспективе все российские производители войдут в Реестр квотированной продукции, а правила его использования станут одинаково жесткими для проведения закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Для первого действует условие, что подтвердить российское происхождение продукции можно только через ЕИС в электронном формате. В закупках по 223-ФЗ такого требования нет: то есть, для госкомпаний и госкорпораций подтверждение российскости носит декларативный характер. Одна из стратегических задач Минпромторга – продавить цифровое решение и в области корпоративных закупок.

– Мы находимся на старте достаточно долгой структурной реформы. При этом за год нам удалось создать очень серьезный нормативно-правовой базис, подкрепив его технологической частью, за счет достройки ЕИС. Важно что, за этот период квотирование действительно превратилось в рабочий инструмент, в экономическую среду, стало данностью для заказчиков и поставщиков, – отметила Анна Катамадзе.

Одним из существенных успехов Федерального казначейства в части технического регулирования стало выделение товарной части в закупках. Дело в том, что ради приобретения импортной продукции при наличии российских аналогов многие заказчики идут на хитрость и ведут свою экономическую деятельность в сегменте комплексных закупок услуг.

– Мы создали в системе определенные бизнес-контроли, которые обязывают заказчика выделять товар, в том случае, если у него в контракте есть закупка товарной части. Обязывают заказчика не обходить этот признак, – пояснила Анна Катамадзе. – Таким образом, у контролирующих органов появился инструментарий, позволяющий сделать выводы, о том, что заказчик осознанно идет на обман, обходя эти условия. Акцент на товарной части в закупках также усиливается благодаря электронному актированию, которое в обязательном порядке вводится в 44-ФЗ с 1 января следующего года в рамках «оптимизационного» законопроекта. Акт выполненных работ неизбежно должен иметь детальную расшифровку номенклатуры – так как напрямую связан с требованиями бухгалтерского учета. Не поставить на учет закупленный товар – это уже уголовная ответственность. Все это мы сбалансировали и связали в правовой узел.

Возвращаясь к вопросу о границах квотирования, важно учесть, что такие предельные значения уже были предусмотрены в первой редакции законопроекта в виде обязательных объемов исполнения национальных квот по территориальному признаку. В частности, предполагалось ограничить обязательную долю квотированной продукции в размере не менее 50% закупок, осуществляемых субъектом федерации в течение года. Характерно, что большинство регионов поддержало предложенную планку. Однако в следующей итерации законопроекта данного требования уже не оказалось. Его заменили обтекаемой формулировкой, что правительство наделяется полномочиями определять границы обязательного исполнения квот для каждой отрасли индивидуально. Отраслевой подход выглядит более гибким, чем территориальный, но и добиться ответственности заказчиков в рамках «индивидуальной» промышленной политики государству будет сложнее.

Источник: Просмотреть

Изменения законодательства

1. Станет больше закупок по Закону N 223-ФЗ с повышенным приоритетом российских товаров

Опубликовали поправки к Постановлению N 925, которое отвечает за приоритет российских товаров при конкурентных закупках. Изменения вступят в силу 26 февраля 2022 года.

Сейчас преимущество предоставляют по общему правилу в размере 15% от цены, которую предложил участник. Исключение — закупка радиоэлектронной продукции из специального реестра. В этом случае преференция — 30%. Новым документом ее распространили на интеллектуальные системы управления электросетевым хозяйством и программное обеспечение для них.

Источник: Консультант Плюс
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1382

Административная и судебная практика

1. Суды: претензионные письма не доказывают негативный опыт исполнения договоров по Закону N 223-ФЗ

В закупочной документации установили критерий оценки опыта по аналогичным работам с заказчиком: за отсутствие и (или) наличие негативного опыта присуждалось 0 баллов. Негативный опыт подтверждался претензионными письмами.

Участник закупки пожаловался на порядок оценки заявок. Он нарушает принцип равноправия и справедливости.

Контролеры поддержали заказчика: порядок оценки соответствует положению о закупке. Его условия участник не обжаловал.

Суды не согласились с антимонопольным органом:
• такой способ оценки нельзя применить в равной мере ко всем участникам. Сведения о претензионной работе не публикуют в общедоступных ресурсах, нет единого реестра. Заказчик оценивает заявки произвольно, поскольку участники могут и не сообщить о претензиях.
• в закупке не определили, ни за какой период учитываются претензионные письма, ни то, как оценить их обоснованность. При проведении тендера заказчик может инициировать претензию участникам, с которыми он находится в действующих правоотношениях. Это позволит произвольно снизить им баллы;
• претензионная работа — это обычная практика деловых отношений. Она не доказывает негативный опыт исполнения контракта или недобросовестность участника закупки;
• чтобы отстранить от закупки недобросовестных участников, заказчику стоило установить требование об отсутствии сведений о претендентах в РНП.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Источник: Консультант Плюс
Документ: Определение ВС РФ от 17.08.2021 N 302-ЭС21-12951

Административная и судебная практика

2. Несогласие УФАС с условиями тендера по Закону N 223-ФЗ не повод вмешиваться в закупки заказчика

В антимонопольный орган поступила жалоба. Среди прочего в ней указали, что заказчик незаконно установил условие об оценке участников закупки по цене договора: высший балл получит тот, кто предложит цену более чем на 4% ниже начальной.

Контролеры посчитали, что такой порядок оценки нарушает принцип целевого и эффективного расходования бюджета.

Заказчик не согласился:
• податель жалобы не участвовал в закупке, поэтому обжаловать нарушения заказчика не мог. Рассматривая его жалобу, УФАС превысило полномочия;
• спорный порядок оценки установлен для обеспечения добросовестной конкуренции. Кроме того, максимальное снижение цены договора — не приоритет, поскольку оценивают и иные условия.

Три инстанций поддержали контролеров:
• до окончания срока подачи заявок обжаловать нарушения заказчика вправе любое лицо независимо от того, подавало оно заявку на участие в закупке или нет;
• снижение цены более чем на 4% влияет на качество работ. Это может привести к срыву закупки.

ВС РФ с этим не согласился:
• заказчики по Закону N 223-ФЗ вправе формировать свою систему закупок в зависимости от особенностей их деятельности. Такое право отвечает задачам этого закона: выявлять победителя, контракт с которым наиболее отвечает эффективному использованию финансов и удовлетворяет потребности заказчика;
• разумность требований в закупке не может выступать самостоятельным предметом оценки контролеров. Их несогласие с условиями тендера не значит, что в действиях заказчика есть нарушения. Это не повод вмешиваться в его закупочную деятельность;
• особый порядок оценки заявок установлен, чтобы предотвратить демпинг. Суды не обосновали, как этот порядок влияет на качество работ и возможный срыв закупки. Участник с любой ценой, которая более чем на 4% ниже начальной, получит максимальный балл;
• податель жалобы фактически не участвовал в закупке. Он не доказал, что порядок оценки заявок помешал ему стать победителем. Его интересы не нарушены.

Источник: Консультант Плюс
Документ: Определение ВС РФ от 09.08.2021 N 305-ЭС21-5801

Административно-судебная практика

3. Верховный суд: госзаказчик не вправе требовать от участника документы об опыте исполнения контракта, не предусмотренные законодательством

При проведении аукциона на право заключения контракта на строительство гидротехнических сооружений в Крымском районе Краснодарского края по объекту «Защита территории Крымского района Краснодарского края от негативного воздействия вод рек Агадум, Неберджай, Баканка (участок русла реки Агадум)» заказчик снес заявку компании, представившей в заявке ранее исполненный контракт на основании отсутствия приложений к нему – календарного плана выполнения работ и проектной документации, которые являлись приложениями к контракту.

УФАС признал жалобу участника обоснованной, но арбитраж первой инстанции решение антимонопольного органа счел незаконным. После этого заказчик заключил контракт с подрядной компанией как с едпоставщиком.

В апелляции все перевернулось в пользу компании-жалобщика и контрольного органа – решение УФАС суд оставил в силе.

Не дожидаясь иска о признании контракта ничтожным, заказчик и подрядчик подписали дополнительное соглашение о его расторжении, контракт исполняли всего 1,5 месяца: заключили 23 сентября 2020 г., а расторгли – 13 ноября 2020 г.

Кассационная инстанция решила согласиться с арбитражным судом Краснодарского края и подчеркнула, что заказчик был обязан отклонить заявку общества. Но позиция кассации заказчику не помогла.

После жалобы антимонопольного органа спор рассмотрел Верховный суд. Проанализировав положения постановления № 99, ВС отменил решения судов первой и кассационной инстанции, указав, что аукционная комиссия не вправе отклонять вторую часть заявки компании на основании отсутствия в заявке проектной документации и плана выполнения работ, поскольку такие документы заказчик требовать от участника закупки не может, их нет в постановлении № 99 и не было в аукционной документации.

В сухом остатке – дело об административном правонарушении в отношении заказчика и незавершенные работы по расторгнутому контракту

Источник: https://t.me/zakupkinews/905
Документ: Определение ВС РФ от 06.08.2021 по делу № 308-ЭС21-4887

Скачать