Бюллетень

Новости

Информационно-правовой бюллетень

Выпуск:
№7
Дата:
Апрель 2021 года

Обзор новостей

1. Анонс изменений ЕИС версии 11.1

В версии 11.1 Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) будут реализованы новые возможности, предусмотренные Федеральными законами от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Руководства пользователя и обучающие материалы будут доступны в разделе «База знаний» в личном кабинете пользователя ЕИС.
Детальная информация по новым возможностям, а также ссылки на руководства пользователя и дополнительные материалы представлены в соответствующих разделах новости. Также информация о реализованных доработках освещалась на Всероссийском совещании на тему «Новые функциональные возможности ЕИС версии 11.1», проведенном в формате вебинара.
Обращаем внимание разработчиков внешних систем размещения заказа и электронных площадок, что актуальные требования к процедурам приема, передачи информации и форматам обмена изложены в Альбоме ТФФ и размещены в разделе «Документы» на Официальном сайте ЕИС.
Дополнительно сообщаем, что с 23:00 2 апреля 2021 года до 12:00 4 апреля 2021 года по московскому времени на Официальном сайте ЕИС будут проводиться регламентные работы. Во время проведения работ ЕИС будет недоступна.
● В части порядка и сроков размещения сведений о закупках
В соответствии с требованиями статей 2, 3, 3.2, 4 Закона № 223-ФЗ, а также на основании требований пунктов 13 и 14 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1169 на формы создания положения о закупке (в том числе типового), в разделе сведений о способах закупки добавлены новые поля, позволяющие учитывать рабочие или календарные дни в порядке проведения каждого из способов закупки.
Дополнительно добавлены поля, позволяющие установить признак:
● проведения конкурентных закупок не только в электронной форме;
● требования к обеспечению заявки на участие в конкурентных закупках;
● размещения информации о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
● о сроке устранения несоответствий в плане закупки после получения уведомления о несоответствии в рабочих днях.
Подробно с информацией по обновлению функционала ЕИС можно ознакомиться в документе «Краткое руководство пользователя «Изменения структуры внесения информации, которая указывается в ЕИС при создании положения о закупке и типового положения о закупке», размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» в подразделе «Планирование».
● В части администрирования
1. Для пользователей, являющихся представителями аккредитованных филиалов или представительств иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, предоставлена возможность осуществить регистрацию в личном кабинете 223-ФЗ.
Указанная возможность была предоставлена в связи с изменениями, внесенными в Порядок присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков в целях ведения реестра договоров, утвержденный приказом Минфина России от 24 декабря 2014 года № 167н, и Порядок формирования информации и документов в целях ведения реестра договоров, утвержденный приказом Минфина России от 29 декабря 2014 года № 173н.
2. В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» добавлено полномочие «Фонд субъекта Российской Федерации, созданный для реализации целей по урегулированию обязательств застройщика перед участниками долевого строительства», а также в открытой части Официального сайта ЕИС реализована возможность поиска по указанному полномочию.
3. Для представителей заказчика с правами по формированию, изменению и просмотру сведений заказчика расширены возможности настройки прав по работе со сведениями организации заказчика.
При настройке прав для выбора будут доступны следующие сведения:
● планы закупки;
● положение о закупке;
● извещения о закупках;
● сведения о договорах;
● отчеты о закупках субъектов малого предпринимательства/инновационной и высокотехнологичной продукции;
● перечни товаров, работ и услуг/инновационной и высокотехнологичной продукции;
● информация об объеме выручки.
Подробно с информацией по указанному функционалу ЕИС можно ознакомиться в кратких руководствах пользователя, размещенных в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний» в подразделе «Администрирование пользователей и организаций» и в Инструкции по регистрации организаций и пользователей в ЕИС, размещенной на Официальном сайте в разделе «Документы» – «Материалы для работы в ЕИС» – «Руководство по регистрации организаций и пользователей в ЕИС».
● В части функционала по реорганизации
Для случаев реорганизации заказчика, правопреемнику заказчика в ЕИС предоставлена возможность продолжения работы с размещенными правопредшественником сведениями в части:
● извещений о совместной закупке, в которых присутствуют лоты заблокированной организации правопредшественника;
● планов закупки, в которых присутствуют позиции заблокированного заказчика;
● годовых отчетов о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства;
● годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
● сведений об объеме выручки.
В личном кабинете правопреемника, обладающего полномочиями по утверждению типового положения о закупке, добавлен функционал, позволяющий изменять или размещать сведения типовых положений о закупке.
Дополнительно настроены контроли на наличие в личном кабинете правопреемника уже размещенных сведений с аналогичным типом и периодом.
Подробно с информацией по обновлению функционала ЕИС можно ознакомиться в руководствах пользователя по каждому из реестров, размещенных в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний».

Источник: Единая информационная система

Обзор новостей

2. ЦБ РФ повысил ключевую ставку


С 22 марта ключевую ставку увеличивают на 0,25 процентного пункта. Таким образом, показатель достигнет уровня 4,5%. Это первое повышение с декабря 2018 года. Некоторые аналитики ожидали такого решения, ведь экономическая ситуация остается сложной на фоне пандемии коронавируса, растет инфляция. Хотя многие эксперты рассчитывали на сохранение прежнего показателя.
По информации Минэкономразвития, темпы инфляции значительно ускорились. В годовом выражении в феврале показатель составил 5,7%. Это выше, чем было в январе (5,2%), и существенно больше цели ЦБ РФ в 4%.
Повышение ключевой ставки может подтолкнуть банки скорректировать ставки по депозитам и кредитам. Однако число отказов в кредитах все еще растет, а значит, скорее всего, контроль за выдачей займов банки продолжат усиливать.
К вопросу о ключевой ставке ЦБ РФ вернется 23 апреля. Инфляция, вероятно, пойдет на спад, поскольку аналитики предполагают, что сейчас она находится на пике. Возможно, регулятор продержит ставку на этом уровне до конца года. А может, продолжит постепенное возвращение к нейтральной ключевой ставке, т.е. повышение показателя уже на ближайших заседаниях.
Напомним, что нейтральной называют ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию. Сейчас ЦБ РФ считает, что размер такой ставки равен уровню инфляции, увеличенному на 1 – 2 процентных пункта. Пока Банк России стимулирует экономику с целью выхода из кризиса, поэтому ключевая ставка остается ниже нейтральной. При благоприятном развитии макроэкономической ситуации, ослаблении "коронавирусных" ограничений и наращивании темпов вакцинации регулятор сможет сосредоточить усилия на уменьшении инфляции.
Документ: Информационное сообщение Банка России от 19.03.2021
"Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 25 б.п., до 4,50% годовых"

Источник: Консультант Плюс.

Обзор новостей

3. Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны будут обосновать НМЦД — проект прошел Госдуму


В положение о закупке нужно включить порядок определения и обоснования НМЦД, цены договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), цены единицы ТРУ (п. 1 ст. 1 проекта). Поправки приняли в третьем чтении.
Кроме того, в положении нужно указать, как определяются формула цены для расчета сумм, которые заказчик уплатит поставщику при исполнении договора, и максимальное значение цены договора.
У заказчиков будет 90 дней со дня вступления поправок в силу на то, чтобы изменить положение о закупке. Закупки, которые начаты до размещения обновленного положения, но в пределах указанного срока, завершат по старым правилам (ст. 2 проекта).
Документ: Проект закона №1046332-7

Источник: Консультант Плюс.

Изменения в законодательстве

1. Заказчики по Закону N 223-ФЗ должны учитывать товары из ЕАЭС в рамках квотирования


С 1 января действует перечень продукции для выполнения минимальной доли закупок отечественных товаров. Такими товарами признаются те, что включены:
• в реестр российской промпродукции;
• единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
С 6 марта в рамках квотирования заказчики должны учитывать также товары из реестра евразийской промпродукции.

Документ: Постановление Правительства РФ от 03.03.2021 N 304 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013"

Источник: Консультант Плюс.

Изменения в законодательстве

2. Скорректирован перечень банков, уполномоченных на ведение спецсчетов

Из перечня банков, на специальные счета которых вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах закупок, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур (далее - Перечень), исключено Публичное акционерное общество Банк "Возрождение".

В новой редакции Перечень действует с 27 марта 2021 года.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2021 г. N 747-р

Источник: ГАРАНТ.РУ

Анализ практики применения законодательства

1. «Биполярный» подход антимонопольных органов к квотированию закупок в рамках 223-ФЗ: первая практика реализации постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 2013

Одним из наиболее актуальных вопросов осуществления и контроля закупок в рамках 223-ФЗ в 2021 году является практика реализации заказчиками требований постановления Правительства РФ № 2013 от 03.12.2020 г. Данным постановлением Правительства с 01.01.2021 г. установлена обязательная минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году (согласно приложению к указанному постановлению; далее - Постановление № 2013).
При этом, как правильно отмечается рядом экспертов в сфере закупок*, в самом Постановлении № 2013 не определено, на каком этапе закупок должен осуществляться учёт квотирования закупок:
- при планировании закупок, или при заключении договоров по их результатам, или при исполнении договоров?
*См., например: В.Р. Байрашев "Квотирование закупок в рамках 223-ФЗ"//"ПРОГОСЗАКАЗ.РФ", 2021. № 03.
От выбора варианта ответа на данный вопрос напрямую зависит оценка в том числе и правомерности действий заказчика при осуществлении процедуры закупки.
С одной стороны, если заказчик с 01.01.2021 г. должен определить минимальную долю закупаемых товаров российского происхождения ещё на этапе формирования и размещения плана закупки, то это означает, что заказчик автоматически не вправе превышать максимальную долю закупки товара иностранного происхождения, установленную в плане закупки с учётом требований Постановления № 2013.
При таком подходе любого заказчика в рамках 223-ФЗ, разместившего после 01.01.2021 г. план закупки в единой информационной системе и закупающего какой-либо иностранный товар, подпадающий под квотирование, можно признать нарушившим пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках (в превышении максимальной доли закупок иностранных товаров вопреки требованиям Постановления № 2013):
- даже если заказчик с целью уклонения от требований Постановления № 2013 не включает квотируемый товар в план закупки и на этом основании, например, проводит конкурентную закупку определённого иностранного товара с превышением максимальной доли закупок иностранного товара, то действия такого заказчика могут быть квалифицированы, как нарушение требований пункта 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках как при формировании годового плана закупки, так и при проведении такой закупки на основании этого плана.
Подобные действия могут повлечь весьма неблагоприятные последствия для заказчика: например, повлечь выдачу предписания антимонопольным органом предписания об аннулировании закупки, естественно, если жалоба, поступившая в антимонопольный орган, содержит соответствующий довод о превышении максимальной доли закупок иностранных товаров вопреки требованиям Постановления РФ № 2013.
С другой стороны, такой подход к применению Постановления № 2013 во многих случаях невозможно реализовать по объективным причинам, не зависящим от заказчика:
- например, на дату утверждения и формирования плана закупки у заказчика может попросту отсутствовать потребность в закупке квотируемого товара российского происхождения. При этом действующее законодательство РФ о закупках отдельными видами юридических лиц не запрещает заказчикам вносить соответствующие изменения в план закупки в установленном порядке, то есть корректировать план закупки с учётом возникновения потребности закупках товаров соответствующего вида. Также следует учитывать, что реализация требований Постановления № 2013 осуществляется не на дату утверждения плана закупки, а по итогам соответствующего отчётного периода (года), указанного в данном постановлении.
Как показывает практика применения положений Постановления № 2013 в 1-м квартале 2021 года антимонопольными органам, вокруг этого вопроса - должен ли быть определён годовой объём закупок квотируемых товаров уж при формировании и утверждении плана закупки либо такой годовой объём закупок квотируемых товаров может быть определён заказчиком на протяжении всего отчётного периода (т.е. до его истечения) – и будет разворачиваться большое количество споров между заказчиками, участниками закупок и антимонопольными органами.
По результатам 1-го квартала 2021 года, ряд антимонопольных органов (например, Сахалинское УФАС России) придерживается позиции, что годовой объём закупок товаров российского происхождения соответствующего вида должен указываться в плане закупки после 01.01.2021 г. и закупка иностранных товаров с нарушений требований Постановления № 2013 влечёт незаконность проводимой закупки.
Такой подход отражён в решении Сахалинского УФАС от 22.03.2021 г. по делу № 22 марта 2021 года г. (см.: https://br.fas.gov.ru/to/sahalinskoe-ufas-rossii/414205a6-a15b-471f-b7fc-8a478fc05f6c/ ).
Как следует из текста решения, ПАО "Сахалинэнерго" проводился электронный аукцион на поставку 2-х бульдозеров (извещение № 32110042243).
При проведении данного аукциона в Сахалинское УФАС России поступила жалоба одного из участников закупки на положения документации о закупке, которая, по его мнению, не соответствует требования действующего законодательства Российской Федерации о закупках, поскольку требованиям, установленным заказчиком в техническом задании соответствует товар только одного иностранного производителя.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом было установлено, что о совокупность характеристик, установленных в аукционной документации, свидетельствует о том, что заказчиком приобретается бульдозер марки Shantui SD16, производства Shantui Construction Machinery Co., Ltd (Китай). Доказательств, свидетельствующих об обратном и обоснование своей потребности в закупке бульдозеров именно этого конкретного иностранного производителя, заказчиком в материалы дела не было представлено.
Удовлетворяя данную жалобу, антимонопольный орган согласился в том числе и со следующим доводом заявителя.
На основании пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» установлено согласно приложению минимальная доля закупок товаров российского происхождения, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Таким образом, с учетом названного выше Постановления № 2013 минимальная доля закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения в 2021 году составляет 90 процентов.
Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общего количества данного товара.
Из части 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках следует, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с планом закупок заказчика, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется.
При таких обстоятельствах, по мнению антимонопольного органа, объявив закупки на поставку двух бульдозеров иностранного происхождения, заказчик превысил максимальную долю закупки товара иностранного происхождения, в связи с чем, последний признается нарушившим пункт 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках.
Абсолютно противоположного подхода, придерживаются другие антимонопольные органы.
Например, Якутское УФАС России в своём решении от 19.02.2021 г. по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-192/2021 на действия МУП «Алданские пассажирские перевозки» при проведении и организации открытого тендера в электронной форме (извещение №32109961748), признавая необоснованным аналогичный довод подателя жалобы, указало следующее.
Согласно постановлению Правительства РФ №2013 от 03 декабря 2020 г. «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» минимальная доля устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г.
Согласно данным размещенным в единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru извещение о проведении закупки было размещено 05 февраля 2021 года.
Согласно положениям Постановления №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.
Кроме того, при вынесении решения по этой жалобе антимонопольный орган указал на то, что согласно пункту 8 Постановления Правительства №925 от 16.09.2016 г. «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление №925), установлено, что Постановление №925 имеет строго ограниченные сферы применения, которые определены статьей XX Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и статьей 29 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Так, Всемирная торговая организация признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей.
Таким образом, положения Постановления № 925 необходимо применять с учетом норм международных договоров Российской Федерации.
Фронтальный погрузчик, являющийся предметом закупки, не включен в перечень случаев, когда устанавливается приоритет.
Вместе с тем, пункт 5 Постановления № 925 говорит о том, что «Условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке...». Пунктом 1 части 26 Положения о закупках МУП АР «АПП» установлено «Заказчик вправе установить приоритет товаров российского происхождения...». То есть установление приоритета товаров российского происхождения является правом, а не обязанностью Заказчика, за исключением случаев, когда применение приоритета является обязательным.
Учитывая вышеизложенное, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что заказчик провел закупку в части обжалуемых действий согласно Закону № 223-ФЗ о закупках, а доводы заявителя в этой части были признаны необоснованными.
С указанным решением Якутского УФАС России от 19.02.2021 г. по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-192/2021 можно ознакомиться по ссылке: https://br.fas.gov.ru/to/yakutskoe-ufas-rossii/0a167d2f-8332-4492-b032-ee44285c9553/?query=%D0%9E%20...
Источник: статье (http://223-expert.ru/news/bipolyarnyy-podkhod-antimonopolnykh-organov-k-kvotirovaniyu-zakupok-v-ramkakh-223-fz-pervaya-praktik/) директора Балтийского тендерного центра, эксперта в сфере закупок Дон В.В.

Административно-судебная практика

Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (февраль 2021 года)

1. Несоблюдение заказчиком сроков направления договора победителю влечет привлечение к административной ответственности.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уборке пассажирских обустройств и административных зданий (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Пунктом 467 Положения о закупке и пунктом 3.25.2 Документации установлено следующее: "Договор по результатам конкурса заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения на сайтах итогового протокола".
В соответствии с пунктом 3.23.3 Документации заказчик в течение 7 (семи) рабочих дней с даты размещения итогового протокола на сайтах, а в случае, если договор заключается с единственным участником, допущенным к участию в конкурсе (в случае если принято решение о заключении договора с таким участником), с даты определения цены, направляет участнику конкурса, с которым заключается договор, проект договора посредством электронной торгово-закупочной площадки.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, протокол подведения итогов от 19.10.2020 размещен в ЕИС 22.10.2020.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса в адрес Заявителя не направлен проект договора в установленные Законом о закупках сроки, что нарушает часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках.
Учитывая, что указанное нарушение не повлияло на результат закупки, обязательное для исполнения предписание заказчику не выдавалось.
(Решение ФАС России от 18.01.2021 по делу N 223ФЗ-24/21)

2. Заказчик не вправе устанавливать требования о представлении на этапе подачи заявки образцов предлагаемого к поставке товара.

В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку форменной и специальной форменной одежды для нужд подразделений ведомственной охраны ПАО (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в закупочной документации должны быть указаны в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с регламентом представления образцов продукции образцы продукции предоставляются по каждой номенклатурной позиции (каждому техническому заданию). Количество и размерные ряды по усмотрению участника.
При этом срок предоставления образцов: не позднее 3 рабочих дней до плановой даты подведения итогов закупки.
Вместе с тем согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (сертификаты соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
С учетом изложенного требование о представлении на этапе подачи заявки образцов предлагаемого к поставке товара в соответствии с требованиями Документации обременяет участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в техническом задании Документации продукцию, что накладывает на участника закупки дополнительные финансовые расходы.
Кроме того, в случае, если участник закупки не является производителем предлагаемого к поставке товара, при отсутствии обязанности производителя/дилера предлагаемого к поставке товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении образцов товара, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера, его официального представителя.
На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для его представления до подведения итогов закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что по итогам закупки был заключен договор, Комиссия ФАС России не выдала обязательное для исполнения предписание.
(Решение ФАС России от 12.01.2021 по делу N 223ФЗ-3/21)

3. Критерии, установленные заказчиком в порядке оценки заявок, должны носить объективный характер.

В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по уборке пассажирских обустройств (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с Протоколом Заявителю по критерию "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами" уменьшена итоговая сумма баллов на 5.
Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 3 приложения N 1.4 Документации установлен следующий порядок оценки по критерию "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами":
"Сумма баллов, присвоенная заявке участника по всем вышеуказанным критериям, уменьшается на 5 баллов при наличии фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами.
При оценке по критерию учитывается опыт работ контрагента за период три календарных года, предшествующих дате проведения настоящей закупки в случае расторжения договора заказчиком (ОАО "РЖД") или третьим лицом в одностороннем порядке или по решению суда с данным контрагентом в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) им своих обязательств по договору; в случае наличия у ОАО "РЖД" или третьих лиц претензий к участнику, направленных заказчиком в адрес участника; в случае уклонения от заключения договора по результатам проведенных процедур закупок".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что установление критерия "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами" не противоречит Закону о закупках, поскольку, по мнению Заказчика, данный критерий позволяет выявить лучшее условие исполнения договора.
Вместе с тем вышеуказанный порядок снижения баллов по вышеназванному критерию не может быть применен в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий судебные разбирательства с иным хозяйствующим субъектом (например, ПАО "Россети", ПАО "Газпром", ПАО "Ростелеком" и др.), будет оценен без применения указанного критерия.
Кроме того, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора) будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по критерию "Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами" и, как следствие, оценившего по вышеуказанному порядку оценки Заявителя, нарушают часть 6 статьи 3, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что по итогам закупки были заключены договоры, Комиссия ФАС России не выдала обязательное для исполнения предписание.
(Решение ФАС России от 12.01.2021 по делу N 223ФЗ-4/21)

4. Комиссия заказчика обязана применять порядок оценки заявок участников закупки, установленный в закупочной документации заказчиком.

В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта "Жилой дом с приспособлением подземной автостоянки подзащитное сооружение гражданской обороны "укрытие" (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Приложением N 5 Документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 5 установлен следующий порядок оценки "Квалификации участника закупки":
"Содержание: Оценивается заявка участника закупки по наличию опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства за три года, предшествующих дате осуществления закупки. Договор (контракт) должен быть заключен в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Сведения подтверждаются: копиями договоров с актами приемки выполненных работ (по форме КС-2 с приложением КС-3) (Приложение N 14 к конкурсной документации). Сумма выполненных работ определяется по сумме стоимости выполненных работ, указанной в актах приемки выполненных работ (по форме КС-2 с приложением КС-3), подтвержденных документально.
Порядок оценки: Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику закупки, который в составе Заявки не представил предложение по указанному показателю, не представил (представил не в полном объеме) подтверждающие документы. Далее баллы будут присваиваться в зависимости от объема выполненных работ, определенного по сумме стоимости выполненных работ, указанной в актах выполненных работ, подтвержденных документально, определяется по формуле:

(Кi / Кmax) x КЗ x 100, где:

КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Рейтинг предложения по критерию оценки "Квалификация участника закупки" по показателю "Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства" равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по показателю оценки с учетом коэффициента значимости показателя".
В итоговом протоколе от 29.12.2020 N 181-1120-ОК-1 приведен расчет баллов по каждому из критериев, указанных в Приложении N 5 Документации, согласно которому Заявителю по показателю "Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства" критерия "Квалификация участника закупки" присвоено 28,08 баллов.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки Заявитель представил 10 исполненных договоров и акты, подтверждающие стоимость выполненных работ. Из указанных договоров 7 заключены в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Законом о закупках и признаны конкурсной комиссией Заказчика соответствующими требованиями Документации.
По 2 договорам, заключенным в 2016 году, датированы 2016 - 2020 годами.
При этом конкурсной комиссией Заказчика при оценке заявок на участие в Конкурсе учтена сумма выполненных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, в связи с чем конкурсной комиссией по данному показателю присвоено 28,08 баллов.
Вместе с тем, изучив вышеуказанный порядок оценки и представленные Заказчиком материалы, Комиссия ФАС России установила, что оценка заявок участников Конкурса по показателю "Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства" критерия "Квалификация участника закупки" произведена Заказчиком ненадлежащим образом, поскольку по данному показателю присвоены баллы в отношении части выполненных работ по представленным участниками договорам, а также их стоимости вместо учета полной стоимости исполненных договоров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса по показателю "Наличие опыта выполнения подрядных работ по строительству объектов капитального строительства" критерия "Квалификация участника закупки", нарушают часть 1 статьи 2, пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку при пересчете баллов участников закупки с учетом полной стоимости исполненных договоров победитель закупки не меняется.
С учетом изложенного обязательное для исполнения предписание заказчику не выдавалось.
(Решение ФАС России от 18.01.2021 по делу N 223ФЗ-8/21)

5. Заказчик не вправе устанавливать требование о наличии у участника закупки материально технических ресурсов при подаче заявки.

В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика АО (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на возмездное оказание услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 29 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 2.1.1 Документации участник Конкурса должен обладать опытом оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств, стоимость которых составляет не менее 10% (десяти процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, указанной в настоящей конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных претендентом (с учетом правопреемственности) услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (по выбору претендента).
В подтверждение соответствия обязательным квалификационным требованиям претендент в составе заявки представляет:
- сведения о соответствии претендента квалификационным требованиям, указанным в конкурсной документации, заверенные претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента (по форме, приведенной в приложении 3.2 к настоящей конкурсной документации);
- наличие разрешительных документов подтверждается копией действующего на момент подачи заявки свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, выданного в соответствии с Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2015 N 145 в рамках исполнения Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (для юридических лиц)", или иного документа предоставляющего право оказывать услуги, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N 540 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта" (для подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта), заверенной претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента;
- наличие опыта оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств подтверждается обязательным приложением копий договоров (копии всех листов договоров со всеми приложениями), актов приемки оказанных услуг, документов, подтверждающих правопреемство, в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки, заверенных претендентом или уполномоченным представителем претендента и (если применимо) печатью претендента.
Пунктом 2.2.8 Документации установлено, что наличие у претендента пункта управления обеспечением транспортной безопасности, расположенного в пределах 50 (пятидесяти) км от города Нижний Новгород и оснащенного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности".
Вместе с тем отсутствие у участника закупки опыта оказания услуг по предмету закупки, пункта управления обеспечением транспортной безопасности, расположенного в пределах 50 (пятидесяти) км от города Нижний Новгород, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 2.1.1 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.
Кроме того, с учетом того, что участником Конкурса могут быть в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), Заказчиком ограничена возможность участия в закупке только созданных субъектов СМП и не обладающих опытом поставок товаров по предмету Конкурса.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, вышеуказанные положения Документации ограничивают количество участников закупки, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного заказчику было выдано предписание о внесении изменений в закупочную документацию.
(Решение ФАС России от 19.01.2021 по делу N 223ФЗ-9/21, предписание ФАС России от 19.01.2021 по делу N 223ФЗ-9/21)

Источник: Консультант Плюс

Скачать