Последние новости
-
Источник: ИНТЕРФАКС11.01.2020
ИТОГИ 2020 ГОДА: Госзакупки - COVID-ная задержка на пути в "матрицу"
Глобальные потрясения влекут за собой глобальные изменения. Даже в такой зарегулированной и консервативной сфере, как госзакупки, громоздкая конструкция которой меняется хоть и часто, но медленно и неохотно. Однако под влиянием пандемии изменения стали значительными.
НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, ФАЛЬСТАРТ!
Впрочем, стоит отметить, что предпосылки для изменений были заложены еще в 2019 году. Сначала первым оптимизационным пакетом поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), а затем и вторым. Точнее, его подготовкой, которая несколько подзатянулась.
Сами оптимизационные поправки были направлены на упрощение и электронизацию закупочных процедур. Причем в случае с поправками из второго оптимизационного пакета речь идет, в частности, об электронизации процессов, следующих после подведения итогов торгов и подписания госконтрактов.
В числе прочего второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ предусматривает сокращение числа видов закупочных процедур до 3 с 11 в действующей редакции закона, унификацию требований к извещениям о закупках, к заявкам на участие в закупках. Также законопроект предполагает введение универсальной предквалификации участников закупок (к участию в закупках с ценой от 20 млн руб. будут допускаться только те поставщики, которые имеют опыт исполнения госконтрактов), запуск рейтинга деловой репутации, изменение порядка проведения аукциона и т.п. (законопроект включает в себя более 50 существенных поправок).
Минфин заявил о готовности этого оптимизационного законопроекта еще в феврале. При этом министерство отмечало, что принятие поправок приведет к дальнейшему сокращению сроков проведения госзакупок. Так, для конкурсов и аукционов он составит 28 дней, для коротких аукционов - 20 дней, для запроса котировок - 8 дней. Предполагалось, что в первой половине года законопроект будет рассмотрен и принят. Однако пандемия внесла коррективы, и в итоге оптимизационный пакет был внесен в правительство только в мае, а затем направлен на доработку. Второй раз Минфин внес законопроект на рассмотрение правительства уже в декабре.
"Оптимизационный законопроект доработан Минфином по замечаниям и предложениям, представленным в составе повторного заключения Государственно-правового управления президента, а также во исполнение решений, принятых на межведомственных согласительных совещаниях в правительстве, - сообщало министерство. - На совещании были урегулированы имевшиеся разногласия по законопроекту между Минфином и иными федеральными органами исполнительной власти, а также рассмотрены поступившие замечания Генпрокуратуры".
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ И ЕДИНСТВЕННЫЕ
Пандемия и введение режима самоизоляции весной сказались на всей экономике, включая сегмент госзакупок. Регуляторам и участникам рынка пришлось оперативно реагировать на изменение ситуации, чтобы не допустить коллапса. Первым шагом регуляторов по мобилизации рынка госзакупок стало признание пандемии обстоятельством непреодолимой силы, что позволило заказчикам осуществлять экстренные закупки у единственных поставщиков.
"При введении режима повышенной готовности (...) заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с введением режима повышенной готовности, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 закона "О контрактной системе" (44-ФЗ - у единственного поставщика), поскольку распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы", - говорилось в письме Минфина.
Такую же позицию заняла Федеральная антимонопольная служба, заявив, что при рассмотрении дел в сфере госзакупок будет считать пандемию обстоятельством непреодолимой силы. Также ФАС разъяснила, что закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID, могут осуществляться у единственного поставщика - при условии наличия причинно-следственной связи цели и предмета такой закупки.
В марте Минфин внес в правительство предложения и по временному смягчению норм 44-ФЗ в связи с распространением коронавируса. В числе прочего министерство предложило разрешить заказчикам (по соглашению сторон) изменять из-за пандемии цены госконтрактов, сроки их исполнения. Но только при условии обоснования заказчиком необходимости изменений, а также при наличии решения высшего органа исполнительной власти.
Другая поправка предусматривала предоставление заказчикам права не требовать в 2020 году от субъектов МСП обеспечения исполнения госконтрактов.
В апреле "антивирусные" меры в сфере госзакупок были дополнены новыми. В их числе снижение минимального размера обеспечения контракта (с 5% до 0,5%), который может требовать заказчик от участников закупок. При этом максимальный размер обеспечения контракта остается прежним - 30%. Впрочем, для госконтрактов, расчеты по которым подлежат казначейскому сопровождению, эта планка установлена в 10% от цены контракта.
Также новые нормы предусматривали возможность выплаты аванса в размере более 30% от цены контракта, исключение необходимости обязательного обеспечения участниками гарантийных обязательств, уточняли порядок проведения закупок в виде запроса котировок в электронной форме - главным образом, в части учета количества товара, предлагаемого поставщиком в рамках такой закупки.
Даже в период самоизоляции госзаказчики фактически не пользовались возможностью проводить закупки у единственных поставщиков вследствие чрезвычайной ситуации. Так, за март-апрель общий объем закупок вследствие ЧС составил около 80 млрд руб. - 5% от общего объема закупок. Причем почти половина "чрезвычайных" закупок касалась приобретения медицинского оборудования. Объем этих закупок составил 36,9 млрд руб.
Такая доля "чрезвычайных" закупок у единственных поставщиков сохранилась и в дальнейшем. По данным системы анализа закупок "Интерфакс-Маркер", за период с января по июль госзаказчики заключили 128,5 тыс. контрактов с единственными поставщиками вследствие ЧС. Общий объем таких контрактов составил 224,56 млрд руб., или 4,7% общего объема заключенных госзаказчиками контрактов - 4,7 трлн руб.
Большая часть чрезвычайных закупок связана с закупками медоборудования, лекарств, расходных материалов, средств индивидуальной защиты - 53,4 тыс. контрактов. В денежном выражении объем этих контрактов составил 98,8 млрд руб. Причем около 30% этих средств были направлены на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) - 29,8 млрд руб. (всего в этом году было заключено 3,9 тыс. контрактов на поставку аппаратов ИВЛ на 47,6 млрд руб.).
Также в топ-3 по числу чрезвычайных контрактов вошли закупки в сфере строительства и ремонта (3,1 тыс. контрактов на 30,7 млрд руб.), дорожной деятельности (проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог - 122 контракта на 7,8 млрд руб.).
В то же время доля госзакупок у единственных поставщиков в целом возросла и по итогам I полугодия превысила 70% (3,1 трлн руб.) от общего объема закупок. Подобная ситуация сложилась и в сегменте закупок госкомпаний. По данным Минфина, в I полугодии госкомпании заключили 342 контракта на 7,2 трлн руб. в результате закупки у единственного поставщика и только около 180 тыс. контрактов на 1,4 трлн руб. были заключены по результатам конкурентных процедур.
В целом, в 2020 году объем госзакупок сохранился на уровне 2019 года. По данным Единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок, в 2020 году госзаказчики разместили в ЕИС извещения на проведение закупок на общую сумму в 9,4 трлн руб. и заключили контракты на 8,6 трлн (по состоянию на 31 декабря). В прошлом году госзаказчики разместили извещения на 9,8 трлн руб. и заключили контракты на 8,2 трлн руб. В свою очередь объем закупок госкомпаний сократился, соответственно, до 11,2 трлн (14 трлн в 2019 г) и 19,2 трлн (21,2 трлн руб.).
ЭТА ВОЛШЕБНАЯ... КВОТА
За борьбой с пандемией и продолжением работ по оптимизации закупочного законодательства регуляторы не забывали и о таком направлении в сфере закупок, как импортозамещение. Работа велась по двум направлениям. Одно из них - систематизация и консолидация механизмов импортозамещения в госзакупках и закупках госкомпаний.
Минпромторг, в ведении которого находятся вопросы импортозамещения, подготовил предложения по консолидации запретительной практики еще осенью прошлого года. Однако принято оно было только в мае. С принятием соответствующего постановления свою силу утратили более десятка других нормативных актов, которые ранее регламентировали запреты на закупку госзаказчиками импортных товаров, работ, услуг. Речь, например, о постановлениях об установлении запретов на закупку отдельных видов товаров машиностроения, товаров легпрома, отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности и других.
При этом был утвержден перечень импортных товаров из более 120 наименований, на закупку которых распространяется запрет (не распространяется на продукцию из стран ЕАЭС).
Другое направление импортозамещения, над которым работали регуляторы - запуск нового механизма квотирования закупок.
На конец 2020 года Минпромторг удовлетворял около 80% заявок госзаказчиков на приобретение импортной промышленной продукции, закупки которой запрещены при наличии российских аналогов. При этом министерство объясняло такую высокую долю одобренных заявок тем, что заказчики ознакомились с действующим механизмом получения разрешений и подают заявки именно на ту номенклатуру, аналогов которой в РФ нет.
По данным Минпромторга, основной спрос со стороны госзаказчиков приходится на продукцию станкостроения - со стороны предприятий оборонно-промышленного комплекса. Также востребована продукция легкой промышленности, автомобилестроения.
В настоящее время в сфере госзакупок действуют три основных механизма импортозамещения: запрет на закупку зарубежной продукции, правило "третий лишний" (запрет на участие иностранного поставщика при наличии двух российских), предоставление 15%-ной ценовой преференции в отдельных сферах.
В начале года Минпромтог подготовил поправки к 44-ФЗ и к закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции. Тогда же вице-премьер Юрий Борисов заявлял о неэффективности действующих механизмов импортозамещения при госзакупках, которые достаточно просто обойти. "При конкурсных процедурах у нас такие талантливые люди, так прекрасно пишут (конкурсную документацию - ИФ), такие требования смогут написать, что российскому производителю и подойти близко (не получится - ИФ). Они тут же за счет этих требований сориентируются на конкретного будущего поставщика и все нормально. Нужно поставить этому жесткий однозначный запрет, - говорил вице-премьер. - Чтобы доминировать на российском рынке российскому производителю нужно расчистить рынок. (. . .) Российской промышленности нужны реальные преференции, а не рассуждения на этот счет".
"Мы выбрали очень ясный и простой путь - научились делать в том или ином сегменте продукцию той или иной номенклатуры, значит гарантированно надо ее закрепить за российским производителем", - объяснял Борисов необходимость квотирования закупок.
Летом поправки Минпромторга к 44-ФЗ и 223-ФЗ были приняты Госдумой. Они наделяют правительство правом утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании, а также определять размер квот.
На сегодняшний день емкость внутреннего рынка товаров и услуг, которые торгуются по 44-ФЗ и 223-ФЗ, составляет порядка 8,2 трлн руб. и 21,3 трлн руб. соответственно (данные за 2019 год), пояснял Борисов в Госдуме при рассмотрении поправок в первом чтении. Порядка одной трети приходится на российскую продукцию, без учета работ и услуг, а остальное - импорт.
Только в декабре правительство утвердило квоты на закупку в 2021-2023 годах госзаказчиками 107 видов товаров (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) российского производства (или произведенного в странах ЕАЭС). В перечень вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники и т.д. Для большинства позиций перечня размер квот установлен на уровне 40-60% от годового объема закупок.
Впрочем, для ряда позиций размер квот установлен значительно меньший. Так, например, для кассовых терминалов и банкоматов установлены квоты в размере 18% (2021 г.) и 20% (2022-2023 гг.), для "устройств ввода или вывода, содержащих или не содержащих в одном корпусе запоминающие устройства", а также для мониторов и проекторов - 2% и 3% соответственно, для аппаратов сотовой связи - 1%, для коммутационного и транспортного телекоммуникационного оборудования - 44% и 49%, для ноутбуков и портативных компьютеров - 50%, 60% и 70%.
При этом Минпромторг отмечал, что по мере апробации механизма, анализа его реализации, а также на основании сведений о возможностях отечественной промышленности действие механизма будет постепенно расширяться и на иные отрасли промышленности.
Также правительство утвердило квоты на закупку госкомпаниями 251 видов товаров российского производства. Причем в этом случае для большинства позиций перечня размер квот установлен на уровне 50-90% от годового объема закупок.
И СМЕЛО В МАТРИЦУ ПОЙДЕМ
К концу 2020 года сфера госзакупок подошла с достаточно ясными планами на следующий год. В их числе принятие оптимизационного пакета поправок и их реализация. Причем не только на уровне нормативных правовых актов, но и на практике. В последнем случае основная нагрузка придется на долю Федерального казначейства, которое отвечает за развитие и эксплуатацию ЕИС.
По утверждению замруководителя Казначейства Анны Катамадзе, ведомство уже сейчас ведет доработку ЕИС в соответствии с положениями оптимизационного пакета, поскольку предполагается, что значительная часть нововведений вступит в силу с 1 апреля 2021 года. Соответственно к этому времени к работе по новым правилам должны быть готовы и ЕИС, и электронные торговые площадки, и внешние информсистемы, с которыми взаимодействует ЕИС.
По словам Катамадзе, к настоящему времени в ЕИС уже частично реализован функционал, необходимый для выполнения положений оптимизационного пакета. Речь идет, в частности, о переходе на электронный документооборот при выполнении контракта - электронное актирование работ. По замыслу ведомства, электронное актирование позволит в течение 1-1,5 лет позволит перейти на автоматическое санкционирование платежей по госконтрактам.
В планы Казначейства входит дальнейшая оптимизация закупочных процедур, реализация нового вида закупки - электронного магазина, переход на структурированный электронный контракт, перевод в электронную форму всех сопутствующих процессов (претензионная работа, юридически значимая переписка, заключение контрактов с единственными поставщиками и т.д.), электронизация закрытых закупок. Еще одной из важных задач на следующий год Казначейство называет модернизацию реестра контрактов.
В целом, одной из своих основных задач в части госзакупок Казначейство называет электронизацию и автоматизацию закупочных и связанных с ними процессов, создание инструментов для анализа данных и т.п. В случае успешной реализации этих планов сфера госзакупок может и не станет "матрицей" - полностью цифровой средой, но значительно приблизится к этому состоянию.
По оценкам Казначейства, перевод закупочных процессов на электронный документооборот приведет к экономии заказчиками более 25 млрд рублей в год.
Также в 2021 году может решиться вопрос дальнейшего развития 223-ФЗ. В настоящее время можно выделить два вектора. Один из них - более жесткая регламентация закупочной деятельности госкомпаний. Другой - точечная корректировка 223-ФЗ. За первый из них выступает ФАС, которая в начале года подготовила соответствующие поправки к закону о закупках госкомпаний. Тогда же замруководителя ведомства Михаил Евраев заявлял, что необходимость в развитии 223-ФЗ имеется, что подтверждается множеством запросов со стороны госкомпаний об урегулировании тех или иных вопросов. "Нужные единые правила, которые одинаково действовали и трактовались нашими УФАС в различных регионах", - говорил он.
Сам законопроект предусматривает, в частности, введение для госкомпаний ограничений на закупки у единственных поставщиков или неконкурентными способами.
"Предлагаем ввести ограничение на закупки у едпоставщика в размере, например, 10% от совокупного годового объема закупок, - говорил тогда Евраев. - Возможно, цифра нужна другая, 15%, 20%, но она нужна".
Помимо этого, Минфин в следующем году намерен заняться проработкой планов по развитию контрактной системы в средне- и долгосрочной перспективе. В том числе, с привлечением участников рынка и экспертного сообщества. -
Источник: Телеграм ZakazRF31.12.2020
В 2020 году на сайте ЕИС в сфере закупок был опубликован официальный опрос для всех пользователей сайта
На текущий момент в опросе приняли участие 👩🏻💻5788 пользователей.
В целом работа сайта оценена опрошенными позитивно.
👍🏻Оценка "отлично" составляет - 42% (2415), "хорошо"- 46% (2652) (по данным ФК).
Вместе с тем, на нашем канале @zakupki44fz также проведен опрос, оценивающий работу сайта ЕИС в целом, в нем приняли участие🧑🏻💻 1133 пользователя.
Позитивно оценивают работу сайта 30% пользователей -👍🏻оценки "отлично" и "хорошо".
44% считают работу сайта удовлетворительной. -
Источник: Телеграм ZakazRF24.11.2020
График работы ЕИС в сфере закупок в период новогодних праздников
В период с 20:00 31 декабря 2020 года по 23:00 3 января 2021 года по московскому времени на Официальном сайте ЕИС в сфере закупок будут проводиться регламентные работы.
Во время проведения работ будут недоступны функции «Главная страница сайта», «Поиск», «Личный кабинет 44-ФЗ», «Личный кабинет 223-ФЗ», «Личный кабинет участника закупок». Также функционал будет недоступен через мобильное приложение.
Дополнительно сообщаем, что время проведения регламентных работ может быть продлено. В этом случае информация об увеличении времени проведения регламентных работ будет размещена дополнительно.
Обращаем внимание, что в случае, если предусмотренный Законом № 44-ФЗ срок размещения документов в ЕИС в сфере закупок и на электронных площадках оканчивается в нерабочий день, в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 11 января 2021 года.
Служба технической поддержки ЕИС будет работать в штатном режиме.
Контактные номера телефонов службы технической поддержки ЕИС:
+7 (495) 739-25-83
8 800 600-90-89 -
Источник: ФАС России12.11.2020
Арбитражный суд г. Москвы признал законными постановления ФАС России о привлечении к административной ответственности АО «Мостоотряд-99», ООО «Дорстройотряд-99» и ООО НПО «Дормост»
Напомним, в ноябре 2018 года ФАС России признала компании виновными в поддержании цен на торгах на выполнение работ по строительству, ремонту, реконструкции, содержанию дорог и мостов и иных работ, осуществляемых на дорогах и мостах в Республике Дагестан в 2015-2018 гг.
Общий доход картеля составил более 7 млрд рублей.
Участники антиконкурентного соглашения были привлечены к административной ответственности. ФАС России, учитывая изменение экономической ситуации, связанное с распространением COVID-19, приняла решение рассрочить исполнение постановлений о привлечении к ответственности всем участникам соглашения на 3 месяца, то есть на максимальный срок, предусмотренный КоАП РФ.
Не согласившись с решением ФАС, АО «Мостоотряд-99», ООО «Дорстройотряд-99» и ООО НПО «Дормост» обжаловали постановления о привлечении к административной ответственности в Арбитражном суде г. Москвы. Решением суда штрафы компаний были снижены в 10 раз. Апелляция оставила без изменения решения суда первой инстанции.
Отменяя судебные акты и возвращая дела на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что «снижение санкций (законодательное или правоприменительное) допустимо только до той черты, за которой утрачивает действенность общая и частная превенции административных правонарушений, начинается нарушение прав и свобод граждан, защищаемых антимонопольным законодательством. Следовательно, вопреки выводам судов, размер назначенного административного наказания по вмененному правонарушению не может являться чрезмерным ввиду серьезности деяния обществ».
При новом рассмотрении Арбитражный суд г. Москвы также не нашел оснований для снижения штрафа компаниям и подчеркнул*, что «ничем не обусловленное снижение размера административного штрафа препятствует должной реализации государственной политики, направленной на предупреждение и пресечение монополистической деятельности».
* Ссылаясь на Стратегию развития экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208, закрепившую, что предотвращение картельных сговоров является основной задачей государства в сфере экономики. -
Источник: ИНТЕРФАКС30.11.2020
Правительство РФ перенесло срок начала проверок ЭТП для госзакупок на январь 2022г
Правительство РФ перенесло срок начала проведения проверок электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок на соответствие единым и дополнительным требованиям к таким площадкам на январь 2022 года, следует из правительственного постановления, опубликованного на портале правовой информации.
Сам документ вносит изменения в ряд подзаконных актов в сфере госзакупок.
Одно из положений этого документа предусматривает, что проверки функционирования ЭТП и операторов ЭТП на предмет соответствия единым и дополнительным требованиям к площадкам, отобранным правительством РФ для проведения госзакупок, могут проводиться не ранее 1 января 2022 года.
Согласно действующей нормативной базе в сфере госзакупок, регуляторы должны проводить проверки ЭТП для госзакупок на соответствие требованиям не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года. -
Источник: ИНТЕРФАКС30.11.2020
Проверка достоверности информации о субъектах МСП и самозанятых возложена на госкомпании
Госкомпании должны будут самостоятельно заниматься вопросом проверки достоверности информации о субъектах малого и среднего предпринимательства (МСП), а также о самозанятых (физлицах, использующих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"), принимающих участие в их закупках, следует из правительственного постановления, опубликованного на портале правовой информации.
"Теперь у бизнесменов не будут требовать документы, подтверждающие принадлежность их компаний к субъектам малого или среднего предпринимательства (МСП), - говорится в материалах правительства РФ. - Вместо этого инициатор закупки должен самостоятельно выяснить, есть ли сведения о потенциальном исполнителе в едином реестре МСП" (проверять, в случае с самозанятыми, информацию на сайте ФНС - ИФ).
Само правительственное постановление (вступает в силу с 1 декабря текущего года) отменяет ряд положений нормативно-правовых актов, определяющих порядок взаимодействия госкомпаний с поставщиками из числа субъектов МСП и самозанятых. Отменяемые нормы позволяли госкомпаниям требовать от субъектов МСП и самозанятых, участвующих в закупках, предоставления информации, подтверждающей их принадлежность к субъектам МСП или использование ими специального налогового режима. Соответственно на основании такой информации госкомпании могли принимать решение о допуске или не допуске соответствующего участника к закупке компании. -
Источник: Газета "Коммерсантъ"28.11.2020
Не истратил — пиши пропало Правительство заберет неосвоенные бюджеты нацпроектов в резервный фонд
Минфин опубликовал два проекта постановлений правительства, нацеленных на повышение бюджетной дисциплины,— один из них закрывает возможность массовой правки бюджетной росписи в финале года, второй — увязывает перечисление субъектам РФ дотаций на бюджетную обеспеченность с работой регионов по оценке эффективности и отмене при необходимости предоставляемых ими налоговых льгот. В условиях дефицитного бюджета очередные шаги ведомства дадут возможность провести инвентаризацию налоговых поблажек и оценить реальную необходимость неиспользованных федеральных бюджетных ассигнований: они уйдут в резервный фонд Белого дома, и для их возврата распорядителям придется объяснять ситуацию правительству.
Работа правительства по ужесточению бюджетной дисциплины обсуждалась на совещании у премьер-министра 19 ноября — опубликованный вчера Минфином на regulation.gov.ru проект постановления Белого дома о закрытии возможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись (по общему правилу — с 1 декабря, для строительных проектов — с 15 декабря) прямо ссылается на принятые там решения. «Вводится ограничение возможности принятия решений, связанных с перераспределением бюджетных ассигнований … национальных проектов в конце текущего финансового года: после 15 декабря — для бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в рамках национальных проектов, а также на предоставление субсидий российским организациям в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", после 1 декабря — для иных бюджетных ассигнований»,— говорится в пояснительной записке к документу.
Сам Минфин объясняет это «отсутствием объективных возможностей достижения в текущем финансовом году дополнительных результатов в связи с таким перераспределением».
Де-факто речь идет о том, что по истечении указанных сроков Минфин закроет ведомствам возможность перераспределить зарезервированные, но не истраченные на конец года средства нацпроектов на иные цели и готов перенаправлять их только в резервный фонд Белого дома — и для того, чтобы «вернуть» эти ассигнования, им потребуется отдельное решение правительства (в Минфине “Ъ” подтвердили, что это так). Отметим, что в 2020 году исполнение бюджета уже проходит дополнительный оперативный контроль: по поручению правительства главные распорядители с 1 октября должны дважды в месяц представлять в Минфин данные о расходах бюджета, наиболее подверженных рискам неисполнения. Это было вызвано, в частности, масштабными претензиями Счетной палаты к низкой исполнительской дисциплине в рамках нацпроектов в 2019 году (см. “Ъ” от 20 февраля).
Второй проект постановления правительства, также опубликованный вчера ведомством, практически реализует концепцию управления «налоговыми расходами» бюджетной системы. В этой концепции «налоговые расходы» — это де-факто выпадающие из-за льгот доходы бюджетов субъектов РФ, получающих дотации центра, и Минфин требует от региональных властей сначала провести инвентаризацию таких потерь и только затем обращаться за предоставлением федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Для этого в типовое соглашение с Минфином о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов региона необходимо будет включать данные о ревизии налоговых скидок, план по отмене неэффективных льгот и данные о заимствованиях (при превышении долгом норматива в 70% доходов потребуется согласование Минфином такого бюджета). Напомним, методику оценки эффективности налоговых льгот ведомство утвердило еще летом 2019 года постановлением правительства №796 от 22 июня — оно требовало сведения всех региональных и муниципальных льгот в единый реестр (см. “Ъ” от 28 июня 2019 года). -
Источник: Telegram ГосЗакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ. ЭТП ЗаказРФ27.11.2020
ФАС повысила цены на два онкопрепарата из списка жизненно важных
Стоимость одного из них выросла почти в девять раз. В ФАС сообщили, что повышают цены в соответствии с постановлением, которое позволяет регулировать дефицит лекарств на рынке с помощью изменения предельных отпускных цен
ФАС повысила предельные отпускные цены на два препарата для лечения рака из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), причем на один из них — почти в девять раз, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.
Они сообщили, что цена на препарат ломустин, который используется для лечения онкозаболеваний, выросла почти в девять раз, до 37 тыс. руб. за упаковку. Азатиоприн, который применяют при лечении рака и ревматоидного артрита, стал в свою очередь стоить почти в два раза больше, около 380 руб. за упаковку.
В ФАС это подтвердили и пояснили, что цены повышаются в соответствии с постановлением правительства от 31 октября 2020 года. Оно позволяет пересматривать цены на препараты в случае их недостатка на рынке. -
Источник: Telegram ГосЗакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ. ЭТП ЗаказРФ09.11.2020
Счетная палата: объем контрактов ведомств с единственным поставщиком достиг 32,4%
По данным ведомства, объем размещения госбумаг до конца 2020 года может составить 2,6 трлн рублей
Уровень закупок у единственного поставщика среди главных распорядителей бюджетных средств в январе - сентябре 2020 года достиг рекорда с 2016 года и составил 32,4%. Об этом говорится в оперативном докладе об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за январь - сентябрь 2020 года, подготовленном Счетной палатой.
"Отмечается самый высокий начиная с 2016 года уровень закупок у единственного поставщика - 32,4% объема заключенных контрактов", - говорится в тексте.
По данным ведомства, в 2019 году этот показатель составил 20,6%, в 2018 году - 23,1%, в 2017 году - 29,3%, а в 2016 году - 27,4%.
Объем размещения госбумаг
Объем размещения государственных ценных бумаг в октябре - декабре 2020 года может составить около 2,6 трлн рублей, что сопоставимо с показателями за январь - сентябрь.
"Согласно прогнозу кассовых поступлений и кассовых выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на текущий финансовый год Минфина России, на 1 октября 2020 года размещение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, планируется в объеме 5 трлн 400 млрд рублей, из них объем привлечения за октябрь - декабрь 2020 года может составить 2 трлн 567 млрд 421,2 млн рублей, что сопоставимо с исполненным показателем за 9 месяцев 2020 года или более чем на 20% больше показателя в целом за 2019 год", - говорится в докладе.
Ведомство отмечает, что за январь - сентябрь федеральный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 1 трлн 771,9 млрд рублей. Покрытие дефицита в основном обеспечено за счет размещения государственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, счета которых открыты в Федеральном казначействе. При этом объем привлекаемых средств составил 2,8 трлн рублей. -
Источник: Telegram ГосЗакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ. ЭТП ЗаказРФ09.11.2020
Как обманывают участников госзакупок
Мошенники вынуждают предпринимателей покупать сертификаты, прописывая этот пункт как обязательный в тендерной документации несуществующей закупки.
— Компании, маскирующиеся под дочернее предприятие государственного заказчика (как правило государственной корпорации), путем установления контакта с потенциальным поставщиком предлагают предпринимателям принять участие в закрытой процедуре по 223-ФЗ РФ. Как правило, такое предложение не вызывает подозрений, так как заказчик может его запрашивать, — обозначил проблему куратор проекта, член совета реготделения «Опоры России» Алексей Малеев на круглом столе, в котором приняли участие представители городского управления МВД.
В процессе подготовки к участию в закупке специалисты поставщика начинают изучение «Положения о закупке», полученного от «представителя заказчика». Напомним, «Положение о закупке» является основным документом проведения конкурентной процедуры по 223-ФЗ, поэтому перечисленные в нем позиции являются обязательными к предоставлению и исполнению со стороны всех участников торгов.
— В список обязательных включается предоставление некого сертификата, и поставщик попадает в подготовленную злоумышленником схему. Он начинает искать организации, выдающие нужный сертификат, считая, что сам выбирает компанию-агента. Псевдозаказчик в этот процесс не вмешивается. После перечисления денежных средств за оформление сертификата связь с представителем заказчика теряется, — комментирует Алексей Малеев. — Естественно, ни в какой закрытой процедуре поставщик, оформивший сертификат, не побеждает. Задача злоумышленников сводится к элементарному созданию условий для приобретения поставщиком сертификата.
Как правило, в результате такого мошенничества поставщик теряет около 40 тысяч рублей. Статистика преступлений сейчас формируется.
— Материальный ущерб, причиненный предпринимателям, — это еще не вся проблема данного процесса. У кого-то из представителей бизнеса может сложиться негативное представление о конкурентных процедурах, а в данном случае существует уже нанесение урона репутации государственных закупок, — заявляет Малеев. — Многие поставщики даже не понимают, что были обмануты в этой ситуации, поэтому не только не обращаются в правоохранительные органы, но и не распространяются об этом в бизнес-среде.
Для изучения этого вида мошенничества в реготделении «Опоры России» организована рабочая группа, которая будет взаимодействовать с представителями правоохранительных органов. По итогам круглого стола дана правовая оценка действиям всех участников процесса, а также определен порядок взаимодействия рабочей группы и сотрудников управления МВД по городу Новосибирску. -
Источник: Telegram ГосЗакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ. ЭТП ЗаказРФ03.11.2020
Конкуренция за госзаказ растет Мониторинг госзакупок
В госзаказе продолжается тенденция к укрупнению контрактов: за три квартала 2020 года госзаказчики заключили 2,4 млн контрактов на 6 трлн руб. (2,49 млн контрактов на 5,2 трлн руб. за тот же период 2019 года, 2,53 млн и 4,7 трлн руб. в 2018-м). В результате средняя цена контракта выросла на 20%, с 2 млн руб. до 2,5 млн руб. Укрупнение лотов при сокращении их числа привело к росту конкуренции в госзаказе: так, после максимального значения в 3,12 заявки на один лот по итогам 2019 года в третьем квартале 2020 года этот показатель составил 3,42 заявки. В результате снижения начальных цен контрактов бюджет сэкономил с начала года 291,7 млрд руб. (231,3 млрд руб. в том же периоде годом ранее). Впрочем, как отметила недавно в докладе главе Минфина замглавы казначейства Анна Катамадзе, заказчики и бизнес экономят и на переводе закупок в электронный вид — это сокращает издержки на 25 млрд руб. в год.
Отметим, что мониторинг Минфина подтверждает проблему учета данных о контрактах с единственными поставщиками: за три квартала 2020 года их объем составил лишь 268 млрд руб. Однако указанный в том же документе фактический объем контрактов с такими поставщиками без учета несостоявшихся торгов (вероятно, оцененный по данным бюджетной росписи) существенно выше — и составляет 1,1 трлн руб. Вероятно, такая нестыковка вызвана проблемами «оцифровки» таких контрактов в ЕИС — данные о них вносятся заказчиком вручную (см. “Ъ” от 2 ноября). Впрочем, самый большой объем закупок у единственных поставщиков — 3,3 трлн руб.— приходится на несостоявшиеся торги.
В целом же на структуру госзаказа в 2020 году сильно повлияли «коронавирусные» закупки. Так, объем контрактов по экстренному оказанию медпомощи и на основании форс-мажора вырос с 16 млрд руб. в первом квартале до 160 млрд руб. во втором, а в третьем снизился до 50 млрд руб. Также во втором квартале в пять раз вырос объем контрактов на закупку печатных изданий (9,6 млрд руб.), что, вероятно, связано с информированием населения. Это отчасти объясняет сокращение общего объема закупок в третьем квартале до 583 тыс. контрактов на 1,8 трлн руб. против 792,4 тыс. на 2,2 трлн руб. годом ранее — как, вероятно, и усилия Минфина по ликвидации «бюджетного навеса» — массовой контрактации в конце года -
Источник: Telegram ГосЗакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ. ЭТП ЗаказРФ03.11.2020
Мэрия Хабаровска намерена купить фотоаппарат за полмиллиона рублей
Мэрия Хабаровска планирует потратить 562 тыс. рублей на покупку цифрового фотоаппарата и объектива к нему. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на информацию с портала госзакупок.
Так, согласно требования мэрии, камера должна быть беззеркальной, оборудованной Bluetooth, NFC, Wi-Fi, с функцией видоискателя и не иметь встроенной вспышки. Разрешение матрицы устройства должно быть не менее 20 мегапикселей.
Отмечается, что заказчик перед размещением аукциона проанализировал предложение «методом сопоставимых рыночных цен». Начальная цена контракта — 562 тыс. рублей: от 337 до 340 тыс. рублей за камеру, за объектив – от 221,5 до 224 тыс. рублей.
В мэрии появившиеся в СМИ сообщения о покупке пока не комментировали. -
Источник: АО "АГЗРТ"01.11.2020
📑🤝Между АО «АГЗРТ» и Концерном «Алмаз-Антей» заключено соглашение о сотрудничестве📑🤝
АО «АГЗРТ» (оператор федеральной электронной площадки ЗаказРФ) прошло квалифицированный отбор электронных торговых площадок, по результатам которого заключило соглашение о сотрудничестве с АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Вышеуказанное соглашение предусматривает размещение открытых закупочных процедур Концерна и его дочерних обществ на площадке 223ЭТПЗаказРФ.
Ключевыми факторами отбора электронной площадки стали:
- высокий уровень цифровизации всех ключевых ресурсов;
- возможность бесшовной интеграции между ресурсами площадки и системой управления закупок Концерна;
- качественное повышение уровня конкуренции в закупочных процедурах по средствам агрегаторов АО «АГЗРТ», в том числе Маркетингового центра.
Справочно:
АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“» — российский концерн, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения для противовоздушной и противоракетной обороны. -
Источник: Telegram ГосЗакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ. ЭТП ЗаказРФ30.10.2020
Мэрия Хабаровска намерена купить фотоаппарат за полмиллиона рублей
Мэрия Хабаровска планирует потратить 562 тыс. рублей на покупку цифрового фотоаппарата и объектива к нему. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на информацию с портала госзакупок.
Так, согласно требования мэрии, камера должна быть беззеркальной, оборудованной Bluetooth, NFC, Wi-Fi, с функцией видоискателя и не иметь встроенной вспышки. Разрешение матрицы устройства должно быть не менее 20 мегапикселей.
Отмечается, что заказчик перед размещением аукциона проанализировал предложение «методом сопоставимых рыночных цен». Начальная цена контракта — 562 тыс. рублей: от 337 до 340 тыс. рублей за камеру, за объектив – от 221,5 до 224 тыс. рублей.
В мэрии появившиеся в СМИ сообщения о покупке пока не комментировали. -
Источник: Telegram ГосЗакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ. ЭТП ЗаказРФ27.10.2020
Правительство направило в Госдуму законопроект об обосновании госкомпаниями цен по контрактам
Правительство РФ направило на рассмотрение Госдумы проект поправок к закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), согласно которым госкомпании должны будут обосновывать начальные (максимальные) цены контрактов (НМЦК). Соответствующее распоряжение правительства РФ опубликовано на официальном портале правовой информации.
Представителем правительства при рассмотрении этого законопроекта в Госдуме определен заместитель министра финансов Алексей Лавров.
При этом Минфин ранее неоднократно указывал на необходимость совершенствования механизма определения НМЦК в госзакупках и закупках госкомпаний.
"Надо навести порядок с определением начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), чтобы она изначально не была завышена, - говорил летом текущего года заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Артем Гриненко. - Впоследствии можно будет сфокусироваться на аномальных снижениях".
"Хотели бы обеспечить обоснование цены контрактов стоимостью, сложившейся в том числе в ходе госзакупок, - говорил Гриненко. - Для этого по каждой позиции каталога товаров, работ, услуг Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок планируем вести статистический учет. В том числе ценовой информации".
Как сообщалось, ранее регуляторы неоднократно поднимали вопрос улучшения механизма определения НМЦК. Так, в начале текущего года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин объяснял необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках тем, что казначейское сопровождение госконтрактов и проверки госфинконтроля показали в 2019 году резкое увеличение расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом глава Казначейства подчеркнул, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов.
"Так, уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше, - говорил Артюхин. - Госфинконтроль при последующих проверках эти данные подтверждает".
"Видим основную проблематику на этапе формирования НМЦК, - говорила летом прошлого года заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Лабурцева. - При проверках выявляются факты, свидетельствующие о завышении цен при формальном соблюдении норм законодательства".
"На практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует - вариантов много", - отмечала прежде руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова. -
Источник: Telegram ГосЗакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ. ЭТП ЗаказРФ27.10.2020
Оптимизационный пакет поправок к закону "О контрактной системе" может быть дополнен положениями об использовании региональных информационных систем в процессе госзакупок. Это предусмотрено одним из пунктов перечня поручений по итогам расширенного заседания президиума Госсовета, утвержденного президентом РФ Владимиром Путиным.
Речь идет о том, что правительство РФ должно до конца текущего года внести на рассмотрение Госдумы законопроект, направленный на упрощение и оптимизацию порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг. При этом в поручении оговаривается, что законопроект должен включать в себя положения, которые позволят использовать региональные информационные системы при формировании и подписании контрактов, документов о приемке поставленного товара и т.п.
В настоящее время на рассмотрении в правительстве РФ находится так называемый второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ. Этот законопроект предусматривает сокращение числа видов закупочных процедур до фактически 3 с 11 в действующей редакции закона, унификацию требований к извещениям о закупках, к заявкам на участие в закупках и т.п. Также законопроект предполагает введение универсальной предквалификации участников закупок (к участию в закупках с ценой от 20 млн рублей будут допускаться только те поставщики, которые имеют опыт исполнения госконтрактов), запуск рейтинга деловой репутации, изменение порядка проведения аукциона и т.п. (законопроект включает в себя более 50 существенных поправок)
Второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ был внесен Минфином в правительство РФ в мае текущего года. Предполагалось, что до конца весенней сессии он будет внесен на рассмотрение Госдумы. Однако в итоге этого не произошло.
"К настоящему времени он (законопроект) согласован с 14 ведомствами, - говорили "Интерфаксу" в пресс-службе Минфина в середине июля. - Сейчас, в соответствии с позицией Государственно-правового управления президента РФ, осуществляется дополнительное согласование с отдельными органами и организациями".
"Стоит задача внести этот законопроект на рассмотрение Госдумы в течение осенней сессии, - говорил в начале октября заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Сейчас идет процесс устранения межведомственных разногласий".
При этом Лавров отмечал, что сейчас нет уверенности, получится ли в течение этой сессии рассмотреть документ в I или II чтении.
Как сообщалось, весной-летом прошлого года был подготовлен и принят первый оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ. Он был направлен преимущественно на сокращение сроков проведения закупочных процедур и их упрощение.